Транспортные расходы в лесозаготовительном бизнесе России составляют приличную долю расходов. Габаритные грузы транспортируются на большие расстояния по сложным дорогам, а то и полному бездорожью. Из-за дорожно-транспортной специфики лесохозяйств России рентабельность лесозаготовок вообще под вопросом.
Ситуацию меняет сортиментовоз высокой производительности. Более того, даже у имеющейся техники реально улучшить производственную мощность и вывести рентабельность на приемлемый уровень.
Перевозка спиленного леса осуществляется сортиментовозами. Спецтехника доставляет древесину с лесозаготовки на склад и потом на территорию заказчика или место переработки.
Возможности лесовозов:
Необходимые технические параметры сортиментовозов под транспортировку коммерческой древесины определяются несколькими параметрами. Особо стоит выделить природно-климатические особенности территории, развитие дорожной инфраструктуры и качество дорожного полотна, категорию лесозаготовительных работ, нормативно-правовую базу транспортировки лесов.
И главное. Лесовоз высокой производительности – это хорошо подобранный транспортный состав. Дальше смотрим, что входит в сортиментовоз.
Итак, спецтехника должна отвечать требованиям грузоподъемности и отличаться проходимостью. Как показывает практика, лучшую рентабельность и КПД показывают комбинации тягачей, прицепов-манипуляторов и конников.
Гидроманипулятор позволяет проводить погрузку/разгрузку «кругляка» без дополнительной спецтехники. Такой тандем представляется наиболее оптимальным, поскольку решает сразу несколько задач:
Обратите внимание
Обустройство манипулятора необходимо, если лесовоз обслуживает отдаленные небольшие пилорамы, заготовительные пункты с небольшим выпускающим объемом древесины.
Совсем другая ситуация складывается на больших заготовительных участках, на пилорамах с большими лесоперевозками. Вот тут манипулятор только снизит подъемную мощность и производительность.
Повышает работоспособность лесовозов комплектация шасси с разными модификациями полуприцепов. В сезонные снижения объемов спецтехнику можно использовать для транспортировки труб, готовых изделий из дерева, перевозки бруса, обрезной доски, продукции лесозаготовки. Проходимость лесовозной конструкции придает трехосный тягач.
В качестве сортиментовоза рекомендуется использовать стандартный тягач с тремя осями, так как он обладает отличной проходимостью и грузоподъемностью. Манипулятор стоит смонтировать сразу за водительской кабиной. Хорошо зарекомендованы и привычные конструкции манипулятора на прицепной конструкции.
Описанная выше специфика работы сортиментовозов не исключает их движение по автотрассам. Как правило, это современное покрытие с улучшенным грунтовым или твердым покрытием. С вытекающими из этого требованиями к габаритам и весу груза, нагрузке на ось.
Помимо сложных дорожных условий эксплуатация сортиментовозов происходит и на современных автотрассах. Здесь присутствует улучшенное покрытие полотна (грунтовое или твердое), наличие других участников движения. Очевидно, что при таком раскладе транспортный комплект лесовоза попадает в группу грузовых ТС. К такому транспорту предъявляются довольно жесткие требования по габаритам, весу транспортируемого груза, нагрузкам на ось.
Импортная лесовозная техника эксплуатируется на дорогах со скалистой основой и отличной поверхностью. Производительность здесь, лучше, чем на бездорожье. В целом импортные сортиментовозы отлично идут в транспортной колонне, а в случае дорожных осложнений можно использовать подключаемый мост.